- ЧТЕНИЕ
- ЧТЕНИЕ.Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей обучения языкам – формирование умения в процессе Ч. извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет активно использовать изучаемый язык в различных видах деятельности. С психологической точки зрения Ч. представляет собой процесс, состоящий из техники Ч. и понимания при Ч. Понимание при Ч. соотносится с техникой Ч. как цель и средство. Понимание при Ч. есть процесс проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями. Установлены следующие факторы, влияющие на понимание при Ч.: информационная насыщенность, композиционно-логическая структура текста, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации текста, степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности читающего. В методике выделение видов обучающего Ч. производится:a) на основе психологической установки (аналитическое и синтетическое Ч.);б) по степени участия родного языка в понимании читаемого (беспереводное и переводное Ч.);в) по степени помощи учащемуся (подготовленное и неподготовленное Ч., Ч. со словарем, Ч. без словаря);г) по форме организации учебной работы (индивидуальное и фронтальное, классное и домашнее Ч.);д) по целевой направленности и характеру протекания процесса (просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее Ч.). Основу методической классификации видов чтения составляет выделение учебного чтения и коммуникативного (реального) чтения. Все виды чтения взаимосвязаны и дополняют друг друга. В качестве важнейшей составляющей обучения следует рассматривать формирование у обучающих осознания цели чтения в каждом конкретном случае пользования этим видом речевой деятельности, выбор стратегии чтения, соответствующей избранной цели. По отношению к обучению Ч. упражнения делятся на притекстовые и послетекстовые. Обучение Ч. включает обучение технике Ч. (предусматривается овладение умением перекодировать буквы, буквосочетания, слова, предложения в их звуковые соответствия) и обучение реальному Ч., конечной целью которого является формирование опытного чтеца. Отличие неопытного чтеца от опытного отражается в разных особенностях процесса Ч. Неопытный чтец: все читает медленно и с одной скоростью, отсутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого следует за прочитанным, что отрицательно отражается на понимании читаемого и скорости Ч. Тихое Ч. (чтение про себя) часто сопровождается полным проговариванием читаемого. В процессе чтения имеет место значительное число фиксаций глаза и перечитывание текста, внимание сосредоточено в большей степени на форме, а не содержании текста. Опытный чтец: скорость Ч. определяется целью Ч. и содержанием текста; присутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого протекает одновременно с Ч., сформирован автоматизм Ч. Тихое Ч. либо сопровождается сокращенным проговариванием, либо проговаривание отсутствует. В процессе Ч. количество фиксаций глаза невелико. В процессе Ч. внимание сосредоточено на содержании текста (Гальскова, Гез, 2004; Клычникова, 1973; Фоломкина, 1991).
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.